"От зубрежки к интерактивности" ("Тюменская область Сегодня", 4.04.2014, Светлана Клименко)

Педагоги регионов России собрались в Тюменской области, чтобы изучить опыт реализации инновационной программы «Перспективная начальная школа». Она позволяет достигать высокого качества образования, которого требуют вводимые государством стандарты.

Работа форума продолжалась два дня и наиболее интересным в нем стали открытые уроки на базе тюменской школы № 88. Наставники младших классов показали, как можно работать с индивидуальными особенностями ребят, учитывая разный уровень их подготовленности. Добиваться отличных результатов помогает не имеющее аналогов электронное устройство, которое одновременно выполняет функции книги, тетради, доски и классного журнала. Эта разработка специалистов издательства «Академ/книга» (г.Москва) представляет собой два соединенных экрана, отрывающихся как обычные книги и объединенные в единую сеть. На них ученики выполняют полученные задания, а учитель со своего компьютера может им помогать и оценивать.

По этой программе только в Тюмени занимается уже 21 процент младших школьников, рассказал директор департамента образования областной столицы Андрей Степанов. Учебный комплект «Перспективная начальная школа» используют 760 педагогов, в том числе из сельских школ Абатского, Исетского, Заводоуковского, Бердюжского и других районов юга области. Кстати, автором курса «Технология» стала преподаватель Тюменского педагогического колледжа № 1 Татьяна Рогозина. Стоит отметить, что наш опыт активно внедряется в Екатеринбурге, Кургане, Томске и Челябинске.

Изюминка современных программ обучения заключается в их интерактивности. Представьте, что любой младший школьник, в том числе из сибирской глубинки, может написать авторам учебников издательства «Академ\книга» и гарантированно получит ответ! Это помогает расширять жизненное пространство жителей сельской местности, позволяет почувствовать себя частицей большой страны. Государственные стандарты образования определяют, что уже в начальных классах нужно воспитывать у школьников умение самостоятельно искать нужную информацию, развивать основы аналитического мышления, умение работать со словарями. Школы должна уходить от зубрежки и натаскивания, воспитывать в ребенке потребность в знаниях.

Учить нужно не только детей, но и преподавателей, в том числе умению взглянуть на предлагаемые государством стандарты как на источник вдохновения, а не дополнительную нагрузку. Кстати, по современным требованиям, все учебные пособия должны снабжаться электронными версиями, которые, в том числе, помогают в составлении диаграмм и графиков для отчета по успеваемости школьников. Но как бы ни были совершенны учебники, они лишь инструмент в руках преподавателя, от которого зависит, насколько востребованным будет образование.  

Комментарии:

Александр Соломатин, руководитель методической службы издательства «Академ\книга», к.п.н.

- Создатели учебных пособий должны опираться на нормативную базу, которая определяет образовательную политику государства. Закон предоставляет преподавателю свободу выбора программы, но устанавливает критерии контроля качества обучения. Многие учителя жалуются на загруженность отчетами, главный вопрос насколько эффективно управленцы используют эту информацию. Преподаватель не только ведет уроки и готовится к ним, но работает как исследователь и аналитик.

Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), Народный учитель РФ, к.п.н.

- Широкое использование электронных средств обучения давно стало необходимостью для регионального образования. К примеру, они позволяют проводить лабораторные работы по всем предметам в виртуальном пространстве, что дает существенную экономию для образования региона, ведь один лабораторный комплекс стоит около миллиона рублей и на все сельские школы их явно не хватит. Кроме того, подобные устройства решают проблему информационной безопасности, ведь ребенок во время работы с ними имеет доступ только к проверенным ресурсам и учебным программам.