Консультации лабораторий социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин (21.05-18.06.2018) - 8 вопросов

 

Вопрос 1. Мой ученик участвовал в выездной профильной смене (сессии) для одарённых учащихся и там работал над проектом под руководством другого учителя. Тема проекта ребенку нравится, есть представление о том, как можно развить идею проекта. Имею ли я право продолжить с ребенком работу в этом направлении (в течение года или больше), если начала эту работу с ним не я? Или нужно как-то менять, варьировать тему, чтобы она была оригинальной?

Ответ: Возможны и вполне корректны оба варианта. Вы имеете право продолжить с учеником работу над интересным для него проектом, поскольку, во-первых, продолжительность выездных профильных смен всё равно не позволяет детально осмыслить и полностью воплотить проект, во-вторых, проекты, разрабатываемые на таких сменах, в принципе традиционно мыслятся как пролонгированные - то есть нуждающиеся в продолжении и развитии уже после возвращения детей в свои школы. Большинство руководителей проектов на выездных профильных сменах (и я в том числе) выстраивают работу со школьниками так, чтобы эта работа могла быть в дальнейшем поддержана и завершена уже в школе. Если Вас всё же что-то беспокоит, то всегда можно связаться с руководителем проекта, с которым работал Ваш ученик, и обсудить с ним возможность продолжения работы под Вашим руководством.

Вполне корректно будет и изменить - сузить, расширить и т.д. - тему проекта.

Помните, однако, что при любом варианте формулировать цель и задачи, определять проблему, на решение которой направлен проект, и необходимые для этого методы и приемы всё равно придется заново и полностью самостоятельно.

21.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист  Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 2. В следующем году мне предлагают принять участие в разработке заданий школьного и, возможно, муниципального этапов ВсОШ по моим предметам (история, обществознание). Я пока не имею опыта такой работы и потому слабо представляю, как должны выглядеть такие задания, какими должны быть их структура и содержание, тематика и даже сколько их должно быть в одном комплекте. Непонятно также, как рассчитываются баллы за задание и за всю олимпиаду в целом. Понятно, что это более простой уровень, чем региональный или всероссийский, и что задания там должны быть несколько другими. Есть ли какие-то требования, указания, рекомендации о том, как составлять такие задания?

Ответ: Общие требования к разработке заданий различных этапов ВсОШ (в том числе требования ко времени выполнения заданий, количеству, принципам начисления баллов и т.д.) можно посмотреть на официальном методическом сайте этой олимпиады: http://vserosolymp.rudn.ru/. Отдельные вопросы относительно разработки и оценивания предметных заданий можно уточнить, зайдя на Форум сайта, и в разделе Лекторий.

В целом Положение о Всероссийской олимпиаде школьников тоже содержит общие требования ко всем этапам и уровням олимпиады.

Главные требования:

1) олимпиада должна иметь не только контрольный, но и обучающий функционал - поэтому задания должны быть выстроены так, чтобы не только проверить уже имеющиеся знания ребенка, но сформировать у него какие-то новые знания; поэтому задания олимпиады по любому предмету НЕ ДОЛЖНЫ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОВТОРЯТЬ УТВЕРЖДЕННЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (то есть не должны быть выстроены по образцу ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и пр.);

2) решение заданий олимпиады должно стимулировать интерес ребенка к изучению предмета - поэтому задания обязательно должны содержать элементы занимательности или быть направлены на осмысление какой-то интересной и неоднозначной проблемы;

3) в процессе решения заданий олимпиады ребенок должен иметь возможность интеллектуально, творчески и личностно проявить себя - поэтому задания (не обязательно все - но хотя бы некоторые, одно-два) должны предполагать творческую (например, реконструктивную, конструктивную, интерпретационную и др.) деятельность обучающегося; творческие задания традиционно оцениваются большим количеством баллов;

4) олимпиада должна способствовать формированию у ребенка представлений о возможности практического применения получаемых им знаний - поэтому комплект заданий обязательно должен содержать задание прикладного характера; при выполнении такого задания ребенок должен иметь возможность продемонстрировать умения и навыки использования полученных знаний в жизни;

5) олимпиада должна способствовать эффективному развитию метапредметных компетенций ребенка и обучению его универсальным учебным действиям - поэтому задания олимпиады должны носить комплексный характер, то есть требовать от обучающегося комплексного применения разных знаний из одной сферы или знаний из смежных сфер, а также предполагать экстраполяцию («перенос») знаний и способов действия из одной предметной области в другую.

21.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Здравствуйте! У меня вопрос о проектной деятельности учеников. У нас с коллегой, учителем по другому предмету, родилась идея междисциплинарного проекта со школьниками, где я была бы руководителем (так как в основе лежит мой предмет - литература), а коллега консультантом (музыка). Проблема в том, что коллега не участвует в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик». Необходимо ли ей на следующий год подавать заявку на работу «сетевым» педагогом, чтобы мы с ней могли реализовать нашу идею? И если необходимо, то она будет иметь право взять тех же самых учеников, с которыми работаю я? Или это должны быть другие ученики? Тогда как мы будем работать с таким количеством ребят одновременно?

Ответ: Ваша коллега вполне может выступать консультантом Вашей с учениками работы, не участвуя в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик». Тогда её вклад в Ваши с ней совместные достижения будет оценивать школа.

Если всё же Ваша коллега пожелает в будущем учебном году присоединиться к «сетевому» проекту, ей придётся формировать группу обучающихся самостоятельно. Её работа с Вашей группой в рамках «сетевого» проекта будет возможна только в том случае, если нормы недельной учебной нагрузки детей не будут превышены и если на это будет получено письменное согласие родителей учеников.

28.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Если я собираюсь продолжать в следующем учебном году работу в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик» и собираюсь сохранить свои группы в том же составе, в каком они работали в этом году, имею ли я право дать ученикам задание на лето? - это очень поможет дальнейшей исследовательской работе ребят. Или нужно ждать осени, когда снова начнут собирать и утверждать заявки на следующий год?

Ответ: Проект «Сетевой учитель - сетевой ученик» традиционно пролонгируется по календарным годам. Так что если Вы и ваши ученики твердо намерены продолжать дальнейшую совместную работу, Вы, безусловно, имеете право предложить ребятам задания на лето - при условии, что на это будет дано письменное согласие родителей (поскольку лето - всё же не учебное время).

28.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Здравствуйте! Прочла на сайте ваш ответ на чей-то вопрос о том, как что поможет сформировать у ученика хорошую научную речь. Там вы говорите о том, что в первую очередь необходима регулярная практика чтения научной литературы. У нас с ученицей как раз с этим-то и проблема: вроде бы читаем научные исследования, конспектируем, разбираемся - а потом приезжаем к вам на «Шаг в будущее», и оказывается, что мы всё не так прочли и поняли! Поэтому у меня вопрос: как научить школьника (и себя заодно) правильно читать научную литературу - ведь её нельзя читать как художественную? На что обращать внимание при чтении? Какие существуют технологии обучения научному чтению? Приемы чтения? Или всё дело в том, что у нас с ученицей часто просто знаний не хватает, чтобы хорошо понимать такие труды?

Ответ: Процесс чтения и освоения научного текста действительно отличается от чтения и освоения текста художественного или публицистического - но не так радикально, как может показаться. Давайте попробуем подойти к этой проблеме не с точки зрения количества научных знаний, которых у Вас и Вашей ученицы хватает или не хватает, а с позиции чисто филологических методических принципов обучения чтению ЛЮБОГО текста. Начнем «от печки».

Конечно, чтение научного текста - это всегда больше, чем просто процесс восприятия объективной научной информации, приобретения знаний. Это одновременно еще и процесс становления и использования научного мышления. Для того чтобы адекватно воспринимать научный текст, нужно, вопреки распространенному мнению, не столько владение научной терминологией и какой-то информационной базой в конкретной научной отрасли, сколько владение навыками описания и рассуждения. Описание и рассуждение - основные типы речи в научном общении, и они же определяют особенности языкового мышления ученого. Иными словами, чтобы адекватно ЧИТАТЬ научный текст, нужно попробовать ДУМАТЬ на языке так, как думает ученый. И для тренировки навыков такого мышления совершенно необязательно сразу погружаться в какой-то научно-академический текст - статью, тезисы, диссертацию и др. Обучение научному чтению начинается с чтения ЛЮБЫХ УДОБНЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ РЕБЕНКУ ТЕКСТОВ С ТИПОМ РЕЧИ РАССУЖДЕНИЕ (или рассуждение с элементами описания). Это может быть хоть художественный, хоть публицистический текст - лишь бы он позволял освоить нужный нам тип речи.

Мы с коллегами предпочитаем для такой работы русскую классическую публицистику - например, часто выбираю статьи К.Г. Паустовского. Очень удобна, по нашему убеждению, его статья «Михаил Михайлович Пришвин», потому что в ней представлено «классическое» рассуждение с элементами описания:

1) последовательность речи совпадает с последовательностью мысли - можно «продумать» мысль автора вместе с ним, от начала до конца;

2) предложения связаны стройной последовательной связью - каждое последующее предложение содержательно опирается на предшествующее и создаёт основу для понимания следующего;

3) каждый смысловой фрагмент (обычно абзац или несколько абзацев) содержит суждение, которое нуждается в осмыслении или доказательстве, - и это осмысление либо доказательство также представлено в том же фрагменте;

4) все тезисы (утверждения) подкреплены последовательно выстроенными аргументами;

5) каждый этап развертывания текста представляет собой ответ на один из ряда взаимозависимых последовательных вопросов. Все эти вопросы укладываются в логическую последовательность: Тезис (что утверждается?) - Комментирование тезиса (как правильно понять / оценить это утверждение?) - Иллюстрация тезиса (как то, что утверждается, проявляется, обнаруживается, становится заметным, обращает на себя внимание?) - Обоснование тезиса (почему мы убеждены в том, что наше утверждение, наблюдение, замечание верно?) - Применение тезиса (в чем ценность, значимость сделанного утверждения?). Собственно, это и есть логика ЛЮБОГО рассуждения - хоть научного, хоть бытового. Лучший тренинг - это практиковаться в таких последовательных вопросах к содержанию текста (любого стиля и жанра), поскольку они воспроизводят процесс размышления автора и нам становится ясно не только то, что автор думает, но и то, КАК ОН К ЭТИМ МЫСЛЯМ ПРИШЕЛ.

Кроме того, нужно помнить, что научная речь - далеко не только научно-академическая. Есть в системе научного стиля и другие подстили, которые не требуют от адресата специфических научных компетенций, владения терминологией и пр. - поскольку всё необходимое для понимания текста содержится в самом тексте (термины толкуются, выводы объясняются - и т.д.). Так, обучение чтению научного текста одинаково удобно начинать как с научно-популярных текстов малых жанров (например, с заметок в научно-популярном журнале или альманахе), так и с текстов научно-энциклопедических (удобнее всего статьи в детских научных энциклопедиях).

Особую роль в освоении навыков и научной речи, и научного мышления, и интерпретации научного текста играет научно-художественная (научно-фантастическая) литература. Во-первых, это всё-таки приключенческая литература, обладающая занимательностью, интеллектуально и эмоционально увлекательная. Во-вторых, в основе сюжета и размышлений персонажей всегда лежат объективные научные знания, причем всегда аргументированные и снабженные комментариями: из хорошей научно-фантастической литературы можно узнать намного больше, чем из среднестатистического учебника. К тому же, большинство подлинно значимых писателей-фантастов - либо ученые (как И.Ефремов, Е. Парнов, А. Стругацкий), либо идейные популяризаторы науки, научных знаний и достижений (А. Азимов, Е. Павлов, Б. Стругацкий, Р.Брэдбери). К сожалению, в учительской среде распространено некое снисходительное отношение к научно-фантастической литературе, связанное с неосведомленностью в идейно-тематической широте и сложности этого направления и культурным снобизмом, насаждаемым не очень профессиональными филологами. Тем не менее, именно эта литература - даже больше, чем научно-популярная и научно-энциклопедическая, - влияет на формирование в массах научного сознания и выработку навыков научного мышления.

Еще раз спасибо Вам за интересный и творческий вопрос!

4.06.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Сейчас в школьном лагере руковожу общей проектной работой учеников среднего и старшего звена. Конечно, не все ученики из моих «сетевых» групп в этом участвуют, особенно из старшего звена. Если мы с ребятами решим продолжить работу над этим проектом в следующем учебном году, можно ли будет на проектной деятельности не делить ребят на возрастные группы по классам - чтобы они проектом занимались все вместе? На подготовке к олимпиадам я, конечно, буду проводить занятия отдельно для старшего и для среднего звена - но насколько это принципиально в проектной деятельности?

Ответ: Спасибо за вопрос - хотя и не совсем понятно, интересует ли Вас больше методический аспект или организационный!

Если Вас интересует, допустимо ли объединять в проектной деятельности учащихся старшего и среднего звена с методической точки зрения, то - да, вполне допустимо, при условии, что материал, с которым вы со школьниками работаете, одинаково новый для обеих возрастных групп (в противном случае неизбежно информационное и компетентностное отставание младших учеников). Практика вовлечения в общую проектную деятельность разновозрастных групп учащихся на самом деле очень распространена в западно-европейской, канадской и американской педагогике, где это рассматривается как удобная методическая возможность воспитания и социализации ребенка. Выездные сезонные профильные смены для одаренных обучающихся в Тюменской области тоже регулярно обращаются к такому формату работы. При этом в задачу руководителя проекта входит оптимальное распределение между учениками сфер личной ответственности каждого за свою часть проекта (это определяется учителем, исходя из его представлений о возможностях, интересах и пожеланиях отдельных учащихся).

Если же вопрос был о том, можно ли организационно делить группы для стационарных и выездных занятий и не делить в проектной деятельности, то, конечно, тоже можно. Однако Вы должны учесть, что в этом случае вся проектная работа будет у Вас считаться работой не с двумя, а с ОДНОЙ группой учащихся, независимо от их количества, потому что это будет работа в одни и те же учебные часы.

8.06.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Сейчас очень много говорится о работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. В том числе и на правительственном уровне. Но существуют ли какие-либо программы такой работы? Меня интересует в первую очередь программы федерального уровня?

Ответ: В настоящий момент в Российской Федерации вопросы работы с одаренными детьми решаются в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы.

Ежегодно на уровне Правительства РФ утверждается комплекс мер по реализации Концепции, рассматриваются и анализируются результаты выполнения. О реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в 2018 году и на период до 2020 года (утв. Правительством РФ 27.05.2015 N 3274п-П8): http://legalacts.ru/doc/kompleks-mer-po-realizatsii-kontseptsii-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i/. Документ раскрывает вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования системы выявления и развития молодых талантов, информационно-методического сопровождения реализации системы выявления и развития молодых талантов, вопросы кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, одаренных детей и молодежи.

Представляется интересным в рамках Вашего вопроса ознакомиться с Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года в части задач в сфере образования.

18.06.2018 Марина Леонидовна Таланцева, методист Лаборатории естественно математического образования ТОГИРРО


Вопрос 8. Учитель рекомендует участвовать в олимпиадах «Учи.ру»? Есть ли в этом участии смысл? Ведь это дополнительная нагрузка на ребенка?

Ответ: Выбор - давать ли своему ребенку такую дополнительную нагрузку, конечно, за Вами. Но полезность интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» не подлежит сомнению и подтверждена практиками тюменских школ. Платформа не заменяет учителя, не заменяет учебник, она - дополнительное средство, возможность изучить предмет более глубоко, в другой форме, при другом способе трансляции учебного материала. Важным является тот факт, что платформа не преподносит изучаемый материал в готовом виде, она лишь создает условия, при которых ребенок сможет разобраться и найти ответ сам. Решая задачи на одну и ту же тему в разных средах (с учителем, с родителями, самостоятельно с помощью компьютера), ребенок лучше понимает то, что он делает. Еще один, на наш взгляд, существенный момент: платформа отслеживает уровень и тематику выполняемых ребенком заданий и позволит ему перейти на следующий уровень тогда, и только тогда, когда ребенок будет обладать достаточным объемом знаний для изучения новой темы.

18.06.2018 Марина Леонидовна Таланцева, методист Лаборатории естественно математического образования ТОГИРРО