С 30 января по 8 февраля 2019 года на базе ТОГИРРО проводились курсы в рамках федерального Гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка»
С 30 января по 8 февраля 2019 года на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования прошли курсы в рамках федерального Гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка». Участниками курсов стали 60 учителей - тьюторов, повысивших уровень профессиональных компетенций по теме «Интерактивные технологии работы с педагогами по формированию в регионе единой речекультурной среды, комфортной как для русскоговорящих обучающихся, так и для детей мигрантов, реализация индивидуальных планов развития» (72 часа, руководитель - к.фил.н., доцент Володина Е.Н.).
В программе курсов были лекционные и практические занятия по темам:
- «Организационно-методическая подготовка педагогов к формированию в регионе единой речекультурной среды, комфортной как для русскоговорящих обучающихся, так и для детей мигрантов в свете требований ФГОС»,
- «Современные средства обучения русскому языку и методики формирования речевой и языковой культуры обучающихся в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства в свете требований ФГОС»,
- «Организационные условия, формы и методы развития филологических способностей, обучающихся, поддержки одарённых детей в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства» и др.
Лучшие практики обучения русскому языку тьюторы осваивали на стажерских площадках (см. программы), которые прошли:
в МАОУ гимназии № 16 г.Тюмени (руководитель - к.фил.н., доцент Володина Е.Н.),
- в МАОУ СОШ № 72 г.Тюмени (руководитель - доцент Медведева Е.Г.).
Коллектив гимназии № 16 представил многолетний опыт работы по областному сетевому проекту (руководитель - к.фил.н., доцент Володина Е.Н.) по теме "Языковое развитие личности через формирование речевой деятельности в условиях поликультурного пространства гимназии" (заместитель директора Вениаминова Марина Сергеевна), обсудили вопросы психолого-педагогического сопровождения процеса языкового развития личности (педагог-психолог Кукарская Татьяна Николаевна). Участники курсов побывали на уроках, мастер-классах и в Педагогических мастерских, познакомились с музейной (Макаркина Ксения Алексеевна, учитель истории) и театральной педагогикой (Бархатова Юлия Владимировна). В системе, неформально и интересно ведется в гимназии работа с родителями - об этом свидетельствуют результаты проекта "Читающая семья" (библиотекарь Фоменко Елена Венальевна) и проведенное родительское собрание в форме практикума по проекту "Время читать" (Петрова Ольга Александровна, учитель начальных классов). А в Литературной гостиной гимназисты размышляли о жизни и смерти, любви и ненависти, читали стихи на разных языках в память о героях Отечества, "чтобы помнили"... (Анацко Галина Васильевна, социальный педагог).
Коллектив МАОУ СОШ № 72 представил методические идеи, наработанные в рамках методического абонемента 2018 года по теме «Мотивационная образовательная среда». Занятия проведены в формате методических уроков со слушателями (в связи с актированным днем занятия были отменены): учителя начальных классов Ригина Юлия Викторовна, Дешкова Инна Юрьевна, Шилова Надежда Александровна, Лахтина Татьяна Валентиновна погрузили в методику обучения русскому языку; учителя- предметники основной школы презентовали элементы интеграции при изучении математики, географии, французского языка и русского языка (Бондаренко Ирина Игоревна, учитель математики, Жусупова Зауре Тюлегеновна, учитель географии, Барышникова Райса Рашитовна, учитель французского языка и учителя русского языка Передкова Наталья Николаевна, Захарова Светлана Александровна, Комареус Анастасия Владимировна, Назипова Вероника Дмитриевна); в формате тренинга «Работа с образовательными платформами» (Велижанина Е.Е., учитель начальных классов), в формате мастер-классов актуализированы технологии работы с педагогами по формированию единой речекультурной среды (Гаврилюк Наталья Петровна, учитель МХК, Скрипкина Алла Олеговна, учитель английского языка) и «Рабочий лист как средство реализации мотивационных ресурсов урока» (учителя русского языка Шафоростова Ирина Владимировна, Кузнецова Юлия Викторовна, Егорова Ирина Юрьевна, учитель географии Жанбурчинов Акан Муратович).
Итогом работы стала творческая презентация и защита проектов по десяти актуальным направлениям обучения русскому языку:
1.Интеграция,
использование потенциала социокультурной среды
2.Информационно-образовательные
ресурсы
3.Обучение русскому языку как неродному
4.Обучение русскому языку как родному
5.Тематические рабочие тетради
6.Тематические кейсы
7.Уроки рефлексии
8.Внедрение критериальной системы оценивания по русскому языку
9.Диагностика филологических способностей обучающихся
10.Формы развития филологических способностей обучающихся в
урочной и внеурочной деятельности.
Защита проектов прошла мобильно и творчески, в инновационной форме - форме методического Арбата. Гуляя по методическому Арбату, педагоги обсуждали насущные проблемы современного филологического образования, щедро делились своими идеями и методическими решениями с коллегами.
В анкетах и на итоговом круглом столе учителя-тьюторы искренне благодарили преподавателей ТОГИРРО Аксарину Н.А., Володину Е.Н., Медведеву Е.Г., Обласову Т.В. Третьякову В.Ю. за радость профессионального и личного общения, новые знания и наслаждение творчеством, которые, уверены, вдохновят педагогов-тьюторов и их коллективы на новые встречи с учителями области и других регионов в своих школах в рамках стажерских площадок! Продолжение следует!..