Сальникова Вера Владимировна

Изображение преподавателя

 Образование:

Высшее (2000, Бирский государственный педагогический институт (г. Бирск, Башкортостан) по специальности «Русский язык и литература», квалификация «Учитель средней школы»), кандидат филологических наук (2006, Башкирский государственный университет, г. Уфа, диссертация «Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребёнка (на материале книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»)» - специальность 10.02.01 - Русский язык), доцент (2012), доктор филологических наук (2015, Башкирский государственный университет, г. Уфа, диссертация «Лексический компонент языковой картины мира ребёнка: динамический аспект (на материале русских автобиографических повестей о детстве)» - специальность 10.02.01 - Русский язык); профессионально-общественный эксперт ДПП (2022).

 

Сфера научных интересов:

Вопросы современного русского литературного языка, грамматики русского языка, когнитивной лингвистики, психолингвистики, аксаковедения, языковой картины мира ребёнка, развития языковой личности, методики подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку, изучения русского (родного) языка.

 

Победитель Международного конкурса лекций «Научное обозрение» в номинации «Актуальный проект года» (2014, г. Казань); активный участник реализации Гранта в рамках проекта Министерства науки и высшего образования РФ «Новые возможности для каждого» и нацпроекта «Образование» (2020, программа дистанционных курсов повышения квалификации «Использование цифровых технологий в преподавании филологических дисциплин в контексте требований ФГОС»).

 

Публикации:

Около 200 публикаций, среди которых монографии (9), словари (2), учебники, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи из перечня РИНЦ, ВАК (21), Scopus (1), Web of Science (4) и др.

1. Сальникова В.В. Репрезентация ассоциативного поля лексемы «мать» в языковой картине мира ребёнка: динамический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. № 7(61). - Ч.1. - С.130-133.

2. Сальникова В.В. Репрезентация ассоциативного поля лексемы «игра» в языковой картине мира ребёнка: сопоставительный аспект // Paradigmata poznání. - 2016. - №4. - С. 114-119.

3. Сальникова В.В., Ахматьянова З.С., Белобородова Н.С. Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования // Вестник ЧелГУ. - 2018. - №1. - С. 18 - 27.

4. Вера Сальникова, Земфира Ахматьянова. Человек в пространстве культуры и языка: Монография. - Германия: Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. - 186 с.

5. Сальникова В.В. Отражение категории вежливости в речи носителей современного русского языка (на материале анкетирования школьников) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. - 2020. - № 09 (65). - С. 75-80 Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/otrazhenie-kategorii-vezhlivosti-v-rechi-nositelej sovremennogo-russkogo-yazyka-na-materiale-anketirovaniya-shkolnikov.html (Дата обращения: 30.09.2020).

6. Сальникова В.В. Неологизмы в русском языке, связанные с пандемией: семантический и словообразовательный аспекты // Актуальные вопросы филологии и методики  преподавания русского языка:  Материалы  XII Региональной  научно-практической конференции (27 апреля 2021 года) / Под ред.  Ахматьяновой З.С., Сальниковой В.В. - Бирск: БФ БашГУ, 2021. -  С. 28-34.

7. Сальникова В.В. Воспитательный потенциал семейного чтения (на материале автобиографической повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука») // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2021. - №2 (30). - С.42-43.

8. Сальникова В.В. Диалог культур как основа успешной коммуникации // Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур в содержании образования» (16 декабря 2021 года). - Тюмень: ТОГИРРО, 2021. - С. 4-5.

9. Салихова Э.А., Сальникова В.В., Ахматьянова З.С. Концепт «ПРИРОДА» в языковом сознании детей и подростков, вовлеченных в процессы цифровизации // Вестник славянских культур. - 2022. - Т. 66, № 4. (W. of S.)

10. Сальникова В. В., Кудисова Е. А. Ассоциативное поле концепта ЗДОРОВЬЕ в языковом сознании студентов в период пандемии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т.15. Выпуск 6. - С. 1872 - 1876 (ВАК).

 

Стаж работы:

Общий - 23 года, педагогический - 23 года.

 

Профессиональная переподготовка:

Прошла курсы повышения квалификации по следующим программам:

2020 г. - «Методические аспекты преподавания родных языков народов России в соответствии с требованиями ФГОС», 40 ч. (г. Екатеринбург).

2021 г. - «Применение информационно-коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ВО, ФГОС СПО и цифровой экономики», 72 ч. (г. Бирск).

2021 г. - «Современные образовательные технологии в высшей школе в условиях реализации ФГОС ВО: Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин», 72 ч. (г. Бирск).

2022 г. - «Методика обучения русскому языку в контексте ФГОС», 72 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Региональная система научно-методического сопровождения введения обновленных ФГОС ООО (предметная область - русский язык и литература)», 36 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Лингводидактические и культурологические основы обучения русскому языку как государственному языку Российской Федерации и как родному языку (уровень основного общего образования)», 72 ч. (Москва).

2022 г. - «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» по предмету «Русский язык», 36 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету «Русский язык», 72 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Управление качеством образования в системе дополнительного профессионального педагогического образования», 24 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников», 36 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации», 48 ч. (г. Москва).

2022 г. - «Методика преподавания русского языка и родных языков народов Российской Федерации в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО к образовательным достижениям обучающихся», 48 ч. (г. Москва).

2023 г. - «Организационно-методическое сопровождение введения ФГОС ООО, ФГОС СОО в системе дополнительного профессионального образования», 30 ч. (г. Москва).

 

Награды:

Благодарность Управления образования администрации муниципального р-на Бирский р-он РБ члену жюри конкурса «Учитель года - 2012».

Почетная грамота БашГУ «За плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов в связи с 75-летием Бирского филиала БашГУ» (2015).

Благодарность МАУДО Детский оздоровительно-образовательный центр туризма экологии и отдыха «Вояж» муниципального р-на Бирский р-он РБ члену жюри «Чемпионата муниципальной интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" среди обучающихся» (2018, 2019).

Благодарность ФГБУ «ФИРЯ» за содействие в организации курсов повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций Тюменской области (2021).